Поэты и клевреты

Взгляд из провинции русского писателя Валерия Кириллова.

Каждый маленький русский город – большая деревня. Новости, слухи передаются быстро. Но ритм жизни все-таки спокойнее, нежели в Твери, тем более в Москве, где люди двигаются нередко быстрее собственных мыслей. В провинции жизненный уклад так или иначе связан с трудом на земле.

А этот труд не терпит поспешания. Вот и у нас спланированные огородные дела. Поливка, подвязка помидоров в теплице, подкормка капусты и свеклы. Посадили еще четыре куста ремонтантной малины и два куста огуречной смородины – сын привез из пос. Сахарово от Александра Капустникова (его отец Иван Иванович и мои родители из одного «угла»). Александр Иванович долго заведовал кафедрой химии в Тверской сельхозакадемии, кандидат наук. На пенсии увлекся огородничеством. Почти каждый год что-нибудь да пришлет с оказией. В общем, «землю попашем, попишем стихи».

Привычка работать на земле – исконно русская традиция. Русскому писателю отрываться от нее негоже. Земля питает душу. Трудом на земле, вкупе с православной верой, сформированы наши духовные ценности, наш национальный характер. Они, в конечном счете, определяет государственную идеологию. Точнее, должны бы определять. Почему у России, точнее у нашей власти, не получается с идеологией? Потому что у народа и у «элиты» разные ценности, традиции. Русский народ по своему мироощущению – государственник, привык трудиться и полагаться на государство. «Элита» стремится к свободе бизнеса, ограничению роли государства, освобождению от ответственности за него. Усилиями «элиты» многое, в том числе издательское дело, в России коммерциализировано, пущено на самотек. Благие проявления в этой сфере держатся в основном на подвижниках, которые, в отличие от большинства чиновников, понимают: патриотизм – не проведение мероприятия, а состояние души.

Казалось бы, их все меньше, но нет, нутряная русская жизнь постоянно рождает новые имена. Только что получил в подарок изданные в форме альбома, богато иллюстрированные краеведческие заметки В.В. Никаноровой «Из варяг в греки по Пеновской земле». Валентина работала редактором Пеновской районной газеты «Звезда», талантливая журналистка, поэтесса (пишет и исполняет по гитару песни на свои стихи). Со сменой власти в районе лишилась должности (как можно разбрасываться такими кадрами?!), но не отчаялась. Ездит за двадцать километров в Охватскую сельскую школу, где преподает русский язык и литературу, и не перестает заниматься творчеством. Большой ее труд вышел по инициативе директора Пеновской деревообрабатывающей фабрики, депутата муниципального округа Ю.А. Сероугольникова, а профинансировал издание учредитель ООО «Пеновская деревообрабатывающая фабрика» А.М. Калинов.

Почти одновременно пришла по почте из села Молдино Удомельского района книга «Разноцветные стеклышки» (воспоминания о послевоенном детстве) от Л.Е. Смирновой. 28 лет возглавляла она в родном селе  библиотеку, с юности занимается краеведением. Автор многочисленных публикаций в прессе и краеведческих изданиях Тверского края. Ранее ею были написаны и изданы при поддержке спонсоров книги «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о создателе первого в истории оркестра русских народных инструментов В.В. Андрееве), «Имею честь быть русским» (о своем отце, легендарном председателе колхоза «Молдино» Е.А. Петрове). Кроме того, Людмила Евгеньевна соавтор (совместно с А.Б. Намзиным и Л.Н. Константиновым) книги «Молдинские грани изобретателя Петра Фрезе». Но не все и не везде находит дорогу к читателю.

Упомянутого выше Ивана Ивановича Капустникова душа подвигла написать воспоминания о боевой молодости. На финише жизни он, жестковатый в суждениях, но романтик по натуре, одно время учительствовал в родной Донской школе. Мы не раз с ним беседовали. В начале 2000-х, оказавшись безработным, я передал рукописные тетрадки Ивана Ивановича в местный краеведческий музей, в свой фонд, надеясь, что со временем книгу земляка издаст районная администрация. Этого не произошло. Директор музея в разговоре со мной заявил: без его разрешения рукопись издавать нельзя, а он считает издание нецелесообразным. Видимо, его смутила суровая, без прикрас, правда, рассказанная Иваном Ивановичем. Так что труд бывшего бойца Ленинского партизанского отряда, впоследствии члена Штаба партизанского движения Калининской области, редактора «Пролетарской правды» для оккупированных районов Капустникова по-прежнему сокрыты от взора молодежи. А ведь могли стать подспорьем в патриотическом воспитании.

Яркий след в наших местах оставил Николай Сергеевич Александров. Офицер-фронтовик, учитель, секретарь райкома, председатель некогда знаменитого Колхоза имени Ленина, он написал воспоминания «Мои Измаилы». О своей судьбе, истории колхоза, его людях. Никто из районных чиновников и не подумал позаботиться об их издании. Надеюсь, они сохранилась у живущего в селе Хотилицы Павла Евсеенко, внука Николая Сергеевича. Или вот в райархиве хранится газетный вариант документальной повести «Ярость благородная (записки бывшего партизана)» Евгения Владимировича Тихомирова. Он сражался на родной земле, затем (с мая 1942 года по июнь 1944 года) в составе бригад под командованием В.И. Марго и Ф.Т. Бойдина. Был танкистом действующей армии, военным журналистом, награжден тремя медалями «За отвагу». Первым в стране рассказал о подвиге пограничников Зиганшина, Поплавского, Крючковского и Федотова. Вся бы стать издать повесть Тихомирова отдельной книгой, но…

Наконец, еще пример. Недавно отметил 5-летие ежемесячно издающийся в Андреаполе содружеством «Русская традиция» при поддержке добрых людей культурно-просветительский вестник «Двинский бережок». В вестнике публикуются первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов (родился в Бежецке), руководитель Липецкой писательской организации Андрей Новиков (тоже бежечанин), член Союза писателей, кандидат филологических наук, доцент ТвГУ Александр Бойников, члены Союза писателей Геннадий Сазонов из Вологды (родился под Торжком) и Андрей Канавщиков (Великие Луки). Развороты «Литературное краеведение» посвящались творчеству Владимира Соколова, Константина Рябенького, Анатолия Скворцова, Михаила Суворова, Владимира Соловьева, Евгения Сигарева, Ольги Марковой, Владимира Пальчикова, Виктора Сычева, Анны Кулаковой, Александра Гевелинга, Галины Безруковой… Каждый – индивидуальность, талант, но далеко не каждый известен. Что скажет, допустим, студент тверского филфака о родившейся в Лыкошине (Бологовский район) члене Союза писателей России Ольге Марковой? Пожалуй, ничего. А ею издано семь поэтических книг.

Фактически заново открыты читателю «Двинским бережком» талантливые поэты Анатолий Белов (родился в Осташковском районе), Валерий Мухин (родился в селе Кесьма Весьегонского района), Александр Смоликов (родился в Нелидовском районе), Владимир Степанов (родился в п. Спирово). С вестником сотрудничают краеведы директор Бельской районной библиотеки Галина Чистякова, доктор философских наук, член Союза писателей России из Санкт-Петербурга Владимир Карандашов (уроженец Селижаровского района), другие авторитетные авторы. Для поэтов из Содружества литераторов Верхневолжья отведена отдельная страничка. Экземпляры поступают в областную Библиотеку имени Горького, ряд районных библиотек. Вестник читают в Союзе писателей России. С его содержанием можно ознакомиться на одноименном сайте. Между тем областные чиновники от культуры и в тверском отделении Союза писателей упорно изображают вид, что о «Двинском бережке» ничего не знают. Это при том, что более публиковаться тверским писателям и поэтам негде. Нет в Твери ни литературного журнала, ни литературной газеты.

Часто, представляя того или иного автора, я ловлю себя на мысли, что стихи и проза не принятых в Союз поэтов, писателей талантливее, глубже стихов тех, кто осчастливлен писательскими билетами. Берешь с полки томик Галины Безруковой (с нею восемь лет работал в областной «молодежке»), и… не оторваться. Легко и трогательно входят в сердце искренние строки:

Цветов чуть слышен аромат.

Все бабочки льняного цвета.

Да разве август виноват,

Что он – последний сын у лета?

Что мало солнца и тепла.

И что вода похолодала.

Осина красный цвет зажгла

И сентября не подождала.

 

Мой август, позднее дитя,

Дай завитки волос поглажу.

Нарядным яблоком хрустя,

Пойдешь, не обернувшись даже…

Если бы провести опрос среди старых «сменовцев» на предмет того, чью память следовало бы увековечить, думаю, предпочтение было бы отдано Безруковой. Тверские же чиновники, по каким-то им ведомым соображениям, после кампании интенсивного брендизма за казенный счет, избрали фигуру поэта Андрея Дементьева. Власть действовала в жесткой административной манере, не удосужившись всерьез поинтересоваться мнением горожан. И теперь в центре Твери образовался симбиоз либерального и православного. Странно это выглядит после слов Владимира Путина о том, что либерализм себя изжил. Неплохо бы объединить усилия тверских ветеранов журналистики, поэтов, писателей, деятелей культуры и добиться разрешения разбить где-нибудь в уютном месте скверик («Галкин скверик») с установкой в нем памятника Галине Безруковой.

А взять Александра Стародубцева (бывшего бригадира колхоза «Мир» Торжокского района). Моя знакомая, филолог, прочитав подборку его стихов в «Советской России», произнесла: «Какой могучий народный талант! Как чувствует слово! Жаль, раньше о нем не слышала…» Неизбывной болью пронизано стихотворение Александра Васильевича «Разговор с полем»:

…Уже, по весям, там и тут,

Качаясь на волнах «свободы»,

Повальный мор идет в народе,

А процветают тать и плут.

 

Давно не строятся дома,

С бедой сравнимы – урожаи;

Детишек бабы не рожают,

А избы – пилят на дрова…

Горькая правда не по нутру чиновникам. Они любят «про успехи и достижения». Успехи, конечно, имеются, но гораздо больше у нас того, что нам вредит, сдерживает экономическое и духовное развитие России. Мы погрязли в неискренности, подмене смыслов и понятий. Может быть, общественность города Торжка, власть района проявят желание издать посмертное избранное талантливого патриота, скромного человека от земли Александра Стародубцева?

Бывали и есть в современной литературе личности, есть «дутые» середнячки, встречаются порой откровенные графоманы. Есть поэты и есть клевреты. Поэт с большой буквы самостоятелен в мыслях, позиции, поступках, не рвется на подиум. Клеврет, хотя подчас и талантлив, но лукавый приспособленец к сильным мира сего. Галина Безрукова, Александр Стародубцев были личностями. Причина избирательной «забывчивости» власти по отношению к таким талантам видится мне в «либеральном контенте». Разрушительно для русской культуры он главенствовал в России три десятка лет. Известно, не всякое лыко не ложится в строку, а у нас искусственно встроено чужих лык великое множество.

Возможно, сейчас по-настоящему талантливое, корневое, русское вырвется наружу. Промелькнуло сообщение: МИДу России поручено уведомить американскую сторону о расторжении Россией подписанного 2 сентября 1998 года «меморандума о взаимопонимании с США в области культуры, образования и СМИ». На практике «взаимопонимание» было в одну сторону. Поддерживалось то, что соответствовало американским интересам (в том числе и в Тверской области). США пользовались меморандумом для наводнения нашей страны множеством НКО и пропаганды псевдоценностей. Четверть века это продолжалось! Четверть века! Сколько «агентов влияния» продвинуто. Сколько всего русского исковеркано, затопано, подменено!

Надежду на укрепление самоуважения дала операция по освобождению Донбасса и демилитаризации и денацификации Украины. Почему почти единодушно поддержали Владимира Путина простые люди? Верят, дело не ограничится территорией Донбасса, Украины, и своего рода «зачистка территории» произойдет и в России. От либеральных инноваций, социальной несправедливости, равнодушия чиновников, оборотней в погонах. От «спящих» и действующих «агентов влияния». Если этого не случится, если все ограничится имитацией, народное разочарование в отношении власти будет сильным. Это и нужно врагам России. Неужели позволим, дадим им возрадоваться в очередной раз! С тревогой думаешь об этом, по-крестьянски пребывая в «борозде». «Борозда» по-своему лечит, успокаивает, да и как-то увереннее себе чувствуешь, когда у тебя подполе, допустим, полтонны картошки на зиму. 

Последний месяц весны в наших местах заставил вспомнить поговорку: «Май – коню сена дай, сам на печку полезай». Но уж полторы недели царствует теплынь. Отцветают яблони. Приспело первое окучивание картошки. Друг Василий Егорович загодя наточил мне две тяпки. Пройдешь уперто борозд пять-шесть, и вечером, с ломотой в спине, но с ощущением удовлетворенности от исполненной работы, будет тебе не до телевизора. Ополоснешься в бане, прочтешь в компьютере почту и – набок. Сегодня вышел на работу где-то около пяти утра. Гляжу, скворец, трудяга, на липе уже хлопочет, принес своей подружке в скворечник кормежку. Поначалу их обиталище заняли какие-то другие птахи. На дроздов-нахалюг похожие. Но явившие с запозданием хозяева захватчиков турнули. Скворцы за свое, родное, бьются, а мы?

Ночное кафе, кажется, угомонилось. Но около девяти начинает трещать, постригая газон и «улучшая» мое социальное самочувствие, триммер. Поскольку, кроме «комфорта» за моими окнами, постригают еще скверик за огородом, поляну у райадминистрации и территорию за речкой, сливающаяся в рев трескотня длится подолгу. В общем, дали сверху местным чиновникам забаву, они и выискивают, где бы что-нибудь «откомфортить». Помню, было в моем городе в полтора раза больше населения (11 тысяч жителей против 7), действовали крупные предприятия, поблизости от дома находились кинотеатр, ресторан, и было тихо. А после того, как обезлюдевшую округу на европейский манер «откомфортили», исчезла естественная гармония русской души и русской природы, покоя не стало. «Время пришло «оручее», – рассуждает мой земляк Степаныч. – Все орут – политики, политологи, певцы, герои фильмов…» Не затем ли орут, чтобы обычный человек меньше думал, размышлял о происходящем в стране и с ним самим?

Впрочем, на время кивать проще всего. Благоустройство все равно должно быть разумным, ответственным. Как и отношение к природе. Например, качественные «опорные дороги», о которых недавно говорил президент Владимир Путин, нам ох как необходимы. Но знает ли президент, что в России-матушке лесными арендаторами приведено в непроезжее состояние множество проселочных дорог? Исковеркали, воспользовавшись зеленым богатством, и бросили. Чтобы попасть, к примеру, на старинные погосты Никольские Любуты и Егорьевские Любуты (это не так далеко от Андреаполя) старикам приходится одолевать пешком от четырех до шести километров. Подобная картина в России повсеместно. Местные чиновники, не имея возможности решить проблему, ее замалчивают, а наверху отводят глаза в сторону.

Думается, следует в целом пересмотреть философию власти. Предоставить чиновникам возможность «раскрыться», проявить себя не в тротуарчиках, бордюрчиках, прочей «комфортной» деятельности, а по крупному, масштабно. Создавать на современном уровне местную промышленность, пахать, сеять, строить жилье, заняться воспитанием духовности. Нельзя жить, тыкаясь туда-сюда. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на днях заявил: «Болонскую систему» отменяем». И тут же, будто испугавшись своей смелости, заегозил: «Возврата к советской системе образования не будет». То есть лучшая в мире, что общепризнано, советская система образования, унаследовавшая, впитавшая в себя лучшие традиции классического русского образования, не нужна. Какая тогда нужна? Понимает ли Фальков, что русская школа без русской традиции мертва? Боюсь, заболтают важную тему и сделают еще хуже.

Так, в сумерках неопределенности, и живем. Причина в отсутствии идеологии, основанной на достоинстве Труда, наших исторических традициях, особенностях русского мировоззрения. Идеологии очищающей, мобилизующей русской правды, русской целеустремленности, русского вдохновения, русской Победы над силами тьмы. А как это востребовано сегодня! И как нужны не либеральные копировальщики чужого, не поборники свободы безответственности, а вдохновенные созидатели-творцы, изобретатели нового на основе высоких помыслов и целей.

Валерий Кириллов, писатель, г. Андреаполь

Источник: газета «Советская Россия»


Похожие записи

Оставить комментарий